вторник, 22 ноября 2011 г.

История Тисульской православной церкви.

Реферат учеников 8А класса ТСШ №1: Фадеева Алексея и Чебаковой Ирины. Руководитель: Глазюк Л.В., учитель русского языка и литературы ТСШ №1. (2000г). (Сразу хочу заметить, что в основном работа принадлежит Алексею и Ларисе Владимировне).
История Тисульской православной церкви

17 веке поток русских первопроходцев устремился в Сибирь. За одно столетие территория Московского государства выросла  в несколько раз – в основном за счет приращения на востоке. Создавались новые поселения. Так летом 1695 года из Томска вышел отряд под командованием Степана Тупальского для того, чтобы искать серебро, слюду и другие богатства и определить возможности строительства сереброплавильного завода на берегу реки Каштак.

 Нет сомнений, что создание рудоплавильного завода на Каштаке было толчком для развития хлебопашества и скотоводства в этом районе. Рабочие этого завода, возможно, и дали начало поселению в месте слияния рек Тус-юльки и Каштака. Но в исторических документах впервые поселение Тус-юл упоминается лишь в 1783 году. Однако на месте нынешнего районного центра, поселка Тисуль, по словам старожила Сазона Ивановича Чеботова, «бытовало» две деревни: поречке Тус-юль – Тюсъюл – и поречке Каштак – Колмыки.
Когда возник вопрос о постройке церкви, было решено построить деревянную для обеих деревень на небольшом пригорке, там, где сейчас высится районный Дом культуры, а около церкви стали строиться дома купцов, лавки и магазины.
Как все живое тянется к свету, так и деревни эти стремились, текли к храму. И вот пришло время, когда обе деревни, объеденные церковью, официально признали слияние. И поскольку храм находился на территории, принадлежащей Тюсъюлу, то и поселение получило право называться Тюсъюлом. Росло поселение и развивалось. Да и было отчего! Места красивые, земля богатая, просторы вольные! И церковь оказалась мала, хотя и была построена недавно. Было решено деревянную церковь в разобранном виде перевезти на территорию больницы с таким расчетом, чтобы на освободившемся месте построить каменную трехпрестольную церковь (подтверждено документальными фактами).
Сазон Иванович Чёботов упоминает также, что пока каменная церковь строилась, разобранную деревянную церковь богомольные зажиточные крестьяне развезли по своим домам.
А вот какие сведения удалось добыть местному краеведу А.Н. Кохторову:
«Точной даты строительства церкви не установлено, но по опросу старожилов, надо полагать, что деревянная церковь была построена в 1863-65г.г.»
Каменная церковь строилась в основном на средства государства, при долевом участии Тисульского, Дворниковского и Берчикульского обществ.
Строительный материал – кирпич, который изготовлялся на кирпичном заводе в д. Дворниково, на лошадях доставлялся в Тисуль к месту строительства.
Строительством занимались бригады Томского строительного управления, которые состояли из народных умельцев: каменщиков, плотников, мастеров деревянных кружев, иконописцев и архитекторов.
Внутренняя часть церкви имела два богослужебных зала, вмещающих около трехсот человек каждый. В одном зале служба проходила в зимнее время, а в другом – в летнее.
Вот что говорили о внутреннем убранстве церкви: «Церковь была светлой, с большими окнами, которые ровным теплым светом озаряли чистые лики мучеников и святых. Церковь отличалась необычной красотой и праздничной чистотой убранства. Всех входящих охватывал благоговейный трепет от неусыпного заботливого взгляда святых, наблюдавших за молящимися с фресок и икон. И лица людей становились просветленными, все тревоги и заботы уходили, и только одно желание: вдыхать этот святой воздух и внутренне очищаться».
 По словам Галиньяс Лукерии потолок церкви был окрашен в синий цвет и украшен серебряными звездами.
Покрытые зеленой жестью купола были видны со всех окраин поселения, а золоченые кресты сияли на солнце. На колокольне было 9 колоколов различного размера и веса. Самый большой колокол имел массу 122 пуда 22 фунта, дальность его звука достигала 20-ти верст, оглашая Тисуль и окрестные села благовестом, извещая всех православных о начале церковной службы.
В штате церковного совета состоял звонарь. На эту должность подбирался мастер с безукоризненным слухом, так как навести мелодию звона девятью разноголосыми колоколами не каждый мог.

А вот, что говорится о Тисульской церкви в справочной книге по Томской епархии на 1902 год: «Благочиние двенадцатое, Тисульское – церковь каменная, во имя святой троицы, трехпрестольная, построена в 1880 году, земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин. Состав прихода: Мариинский уезд, село Тисульское,  д. Дворниково, Третьяково, Берчикульская деревня. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание: жалование 60 рублей в год, от прихожан ржи 950 пудов в год, доходы от треб при готовом  при готовом помещении, кроме старшего священника, который живет в собственном доме.
Прихожан обоего пола свыше 5000 душ, в том числе раскольников – 10 душ обоего пола. Расстояние от Томска – 280 верст. В селе Тисульском школа гражданского ведомства. В приходе две школы грамоты: в д.Дворниково и Берчикуль. Учитель первой – сын почетного гражданина Петр Никольский, окончил курс в сельском училище; получает жалованье от учительского совета 120 рублей в год; во второй – А.М. Калашников. Приходское попечительство открыто в 1897 году.
Старший священник – Владимир Иакович Поливанов, 55 лет. Окончил курс Томской духовной семинарии в 1870 году. С 12 декабря 1881 года по 7 июля 1896 года состоял наблюдателем за церковью и приходскими школами по благочинию №12. Со 2 марта 1896 года состоит благочинным; имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперстный крест, последнюю награду получил 16 мая 1896 года, на настоящем месте – с 1878 года.
Младший священник – Петр Иакович Поливанов, 50 лет. Окончил курс Томской духовной семинарии в 1876 году по 2-му разряду, рукоположен во священники в 1876 году 14 декабря; имеет награды: набедренник и скуфью, последнюю награду получил 5 февраля 1893 года, на настоящем месте – с 1895 года.
Диакон – Михаил Васильевич Нассонов, из 5-го класса Уфимской семинарии, в 1901 году рукоположен во диаконы; с 1897 года состоял псаломщиком; на настоящем месте с 1901 года.
Псаломщик – Павел Никольский, на настоящем месте с 1902 года».
Наиболее  распространенными обрядами в церкви были: служба по воскресным заутреням, обедня и вечерня. А также в церкви выполнялись и другие религиозные обряды вне церкви, например: подворный обход с иконами в дни Пасхи, молебны с выносом из церкви икон в поле просить у Бога дождя в период засухи. В день Крещения – 6 января – на речке Тисулька вырубались на льду крест длиною 5 метров и прорубь, рядом с которыми проводилась Крещенская служба.
Здание церкви было очень красиво. Сохранилось несколько фотографий. На одной из них церковь запечатлена с вершины холма. Она видна вдалеке, но даже это изображение позволяет оценить, насколько совершенен этот храм.
Храм окружал тенистый густой ухоженный сад. Весной сад благоухал, распространяя окрест аромат цветущих черемух, сирени, калины, рябины. Летом защищали прихожан от лучей солнца, отбрасываю нежную тень, сибирский дуб, березы, клены, тополя, а зимой радовали глаз своей зеленью ели, сосны, пихты. Но особенно прекрасным был сад осенью, когда деревья примеряли свой разноцветный наряд, играя всеми оттенками красного, желтого, зеленого цветов.
И летом, и весной, и осенью украшением сада, несомненно, были цветы. Теплом, уютом, благостью веяло от этого сада…
Примерно в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых была построена часовня (точной даты строительства часовни не установлено).
Разрушение церкви.
Зародившись в отдаленной провинции Римской империи (иудее) в 1 веке, христианство до середины 6 века было гонимо римскими властями. А спустя еще семнадцать веков – в 20 столетии – другая империя – советская – вновь объявила войну христианам. И вновь – поруганы и разрушены храмы. Не миновала эта участь и Тисульскую трехпрестольную церковь во имя Святой Троицы.
В 1935 году большинством голосов населения  церковь была закрыта и по существу уничтожена.
Снимались кресты, колокола. Люди были разные. Одни проклинали разрушителей, плакали, ужасались развернувшемуся действу, а другие радовались. Ведь нет церкви - нет Бога, а значит не надо давать отчет грязным поступкам, не надо исповедоваться в грехах, не очищать свою грязную душонку. Свой страх можно спрятать далеко, прикрыть его алчностью, страстью к наживе, беззаконием. А совесть? Она промолчит, она улыбнется злорадно, даже тогда ко­гда, как гром небесный, падет сброшенный красавец колокол в 122 пуда и по­следним его звоном прогудит отколовшийся кусок... Увезли колокол в Тяжин, а затем дальше -  Новокузнецк н переплавку, ведь молодой Стране советов так нужен был металл!...
Через неделю вынесли из церкви все иконы, священные книги. Кое-что бы­ло спасено населением, остальное бросили в костер, пустили по реке… Очевидец тех событий Полина Тимофеевна Дуракова рассказала, что на ее глазах в церковь вошли солдаты и две бригады рабочих. В алтаре они увидели трех по­мощников батюшки и расстреляли их в упор. Тела убитых сбросили под пол церкви (документально не подтверждено).
А вот воспоминания Пладониты Степановны Тимохиной: «За год до закры­тия церкви за отцом Владимиром приехали двое мужчин и сказали, что в одной из деревень умирает человек и просит прибыть батюшку для того, чтобы причаститься. Посадив отца Владимира на телегу, они увезли его в д. Б. Берчикуль, где и расстреляли. Там он и похоронен».
По словам П. Васильевой, ещё в 1937 году храм стоял с разбитыми окнами, без крыши и пола, а потом его переделали в Дом Культуры.
Здание перестроили. Раньше пристройки перед церковью не было. Появи­лась она позже. На месте сцены был алтарь, где и были расстреляны помощни­ки батюшки. Старые люди говорят: «На костях веселитесь!»
В советское время, когда проводили водопровод, были обнаружены останки людей. И это не удивительно. Церковное кладбище всегда находилось при церкви. Нашли золотые украшения, ризы. Ещё была найдена коса девушки, ук­рашенная лентами. Старожилы утверждают, что это захоронение дочери одно­го из священников (подтверждено документальными фактами). На месте современной танцплощадки была беседка на могиле дочери татаро-монгольского хана (документально не подтверждено). И опять вспоминаются страшные слова: «На кос­тях танцуете»... А небольшой домик сторожа заняли под детскую библиотеку.
По словам нескольких старожилов, в церкви была икона Трифера, в нее входили: изображения Христа Спасителя, Богоматери Девы Марии и Николая Угодника. Эта икона была нарисована на стене, как раз там, где сейчас главный зал Дома культуры. Она и сейчас находится на стене, где пожарный выход, под обшивкой. Один из рабочих утверждает, что икону забили так, что после уда­ления обшивки святое изображение предстанет перед людьми неповреждённым (документальными фактами не подтверждено). Сад вокруг церкви вырубили, цветники уничтожили, а часовню превратили в электрическую подстанцию.
Шло время. История Тисульской церкви рассказывалась шепотом, ибо свежи были воспоминания тех страшных дней.
Но богомольные люди не потеряли той связующей нити между человеком и высшей силой. Они продолжали служить Богу, продолжали возносить свои мо­литвы Всевышнему... По инициативе Пладониты Степановны Тимохиной был сделан молебный дом, который посещали верующие жители посёлка. По их ут­верждению они посещали его с 1972 года по 1985 год. В этом доме проводи­лись практически все церковные обряды, кроме венчания. В праздники, осо­бенно в Троицу, дом украшали зеленью и цветами, а в Пасху все верующие шли крестным ходом.
Ни одни из волн гонений на христиан в Римской империи не длилась более 10 лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий. И лишь в 1989 году в Тисуле вновь мелькнула ряса священника, приезжающего из Мариинска.
Возрождение церкви.
В 1991 году в епархии была вновь зарегистрирована Тисульская церковь, но только теперь уже во имя Божьей Матери Троеручицы. Новым Тисульским священником стал Александр Кудристенко, который всего месяц соединял души прихожан с Богом. Его сменил Николай Степаненко. А с 1992 года настоятелем церкви является иерей Владимир Дунаев.
Для проведения церковных служб была выделена комната в здании ДК. Но всем понятно, что божественная служба и массовые увеселения – понятия несовместимые. Поэтому было предоставлено отдельное здание – помещение старой аптеки, дома одного из купцов, который оказал немалое содействие в строительстве прежней церкви.
В 1993 году произошло разделение епархии. Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний дал благословение на строительство новой церкви и в 1994 году было получено разрешение на строительство. Был создан проект нового храма, выделены начальные средства, отведено место под строительство на территории старого здания милиции, которое было снесено.


Машина строительства закрутилась, но, видимо, не сработала какая-то шестеренка. И дальше сноса здания милиции и строительства здания ГАИ дело не прошло.А между тем церковь, не обретя нового пристанища, развивалась. Обратили на прихожан свои светлые лики и мученики, ярким пламенем возгорели жертвенные свечи, жестью засверкали возведенные купола, призывно устремились вверх кресты.
Два года назад начала свою работу воскресная школа, преподавателями в которой стали Добрыгина Ирина Петровна и Боротканич Ольга Васильевна. Зазвучали колокола, которые были собраны, поистине, с мира. Красивого благостного перезвона не получается (колокола не совпадают по тональности), но даже при этих переливах душа устремляется ввысь, и хочется верить, что придет время возрождения духовной жизни и милосердия, время восстановления храмов и, прежде всего, время восстановления души человеческой, восстановления нравственных ценностей. И здесь вспоминаются слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия 2: «Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве, а в единственном, от Бога заповедном служении спасению душ человеческих. Это свое предназначение она выполняла во все времена».

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Павел и Пётр Никольские-мои двоюродные прадеды,т.е дяди моего деда Никольского Юрия Николаевича,г.р.1929...умер в 1995, после разрушения церкви деда называли поповским отродием ,за что дед дрался напрочь...эх да история! спасибо за статью....

    ОтветитьУдалить
  3. Павел Никольский был псаломщиком в Чумайской церкви

    ОтветитьУдалить